Проблемы применения облачных технологий

Статьи

25.08.2023   Автор: Азарий-Василий Арутюнов

Иногда все дороги ведут компанию в облако, но решиться на миграцию мешает ряд опасений. Но зачастую многие типичные проблемы применения облачных сервисов, которые останавливают потенциальных клиентов, после проработки удается преодолеть.

Как обосновать бюджет на миграцию в облако
 
Сложности в обосновании бюджета на миграцию в облако особенно часто возникали полтора года назад, когда необходимость срочно провести импортозамещение поставила многие компании в тупик. Труднее всего согласование ИТ-бюджетов далось тем, кто развивал свою ИТ-инфраструктуру по мере возникновения потребностей, не имея формализованных процессов ее поддержки и общей долгосрочной стратегии развития.
 
Однако решать финансовые вопросы, связанные одновременно и с импортозамещением, и с миграцией в облако, как раз не сложнее, а рациональнее. Операционная модель затрат на облако и легкое масштабирование позволяют в режиме «здесь и сейчас» выполнить важные задачи импортозамещения и уберечь ИТ-инфраструктуру от деградации. Даже в ситуации, когда сложно прогнозировать, что будет завтра с поставщиками и вендорами, отечественные облачные провайдеры дают гарантию устойчивой работы ИТ-сервисов своих клиентов.
 
Ждать ли роста цен на облачные решения?
 
Год назад, когда ситуация на ИТ-рынке резко изменилась и начался массовый переход с зарубежных облаков на отечественные, в условиях высокого спроса и неясности с дальнейшими поставками оборудования некоторые облачные провайдеры повысили цены на свои услуги на 20–30%. Сейчас причин опасаться роста стоимости облачных услуг нет. Цены вернулись к показателям полуторагодовой давности, а в некоторых случаях стали ниже, потому что уже определены импортозамещающие аналоги, а покупка оборудования через поставщиков из Китая и других стран оказалась достаточно экономичной. Так, в частности упали цены на IaaS. 
 
В ситуации конкуренции провайдеры стараются делать клиентам выгодные предложения. Можно сказать, что на данный момент рынок облачных сервисов в целом стабилизировался.
 
Действительно ли сервер под боком безопаснее, чем в ЦОДе?
 
По некоторым оценкам, 66% ИТ-специалистов опасаются, что при переходе в облако снизится уровень безопасности. Это распространенное заблуждение базируется на иллюзии контроля над собственной серверной. Тут стоит объективно взвесить риски внешних воздействий на сервер, возможных внутренних диверсий и других негативных сценариев. Если детально рассмотреть все риски и отбросить эмоциональный фактор, то зачастую получается, что облако удобнее и безопаснее.
 
Облака чаще всего выстроены на архитектуре высокой доступности, что означает гарантию перезапуска сервисов клиента в случае выхода из строя хоста в рамках кластера. Все ЦОДы защищены – там работает охрана, установлены ИБП и дизельные генераторы, даже при отключении электроэнергии ЦОД продолжит работать в штатном режиме. ЦОД – это своего рода крепость, обеспечивающая максимально комфортную среду для ИТ-инфраструктуры. Минимальный показатель доступности облачных сервисов сейчас, как правило, составляет 99,5%. В случае его нарушения провайдер выплачивает штрафы и теряет репутацию.
 
Облачное резервирование необходимо
 
Скажу с уверенностью: облачное резервирование – это must have. На данный момент рост популярности таких решений у большинства компаний, зависящих от непрерывности работы ИТ-сервисов, очевиден. 
 
Например, одна компания – производитель станков хранит бэкапы сразу у четырех облачных провайдеров просто потому, что однажды ее сервер сгорел и погибла вся база «1С». Компания понесла крупные финансовые потери и теперь не может позволить себе повторения этого сценария. А у одного крупного банка резервная оптическая линия была проложена рядом с основной. В ходе строительных работ случайно были перебиты оба кабеля сразу, и за 12 часов банк потерял около полумиллиарда рублей.
 
Небольшие заказчики часто стараются хранить геораспределенные бэкапы у разных провайдеров, так как ценность информации с каждым годом растет вне зависимости от размера бизнеса. Никто не отменял правило резервного копирования «3-2-1» – делаем три копии данных, две из которых должны быть на разных типах носителей, и одна храниться в другом месте.
 
Если в штате нет специалистов для работы с облаками
 
При желании в облачных технологиях может разобраться практически любой ИТ-специалист. Но на практике без этих компетенций вполне можно обойтись. Многие компании делают упор на предоставление все большего количества услуг техподдержки и обслуживания ИТ-сервисов.
 
Отмечу, что схема работы провайдера с разными видами бизнесов будет различной. На агропредприятии, например, может трудиться 5 тыс. человек, но ИТ там не является профильным направлением, ИТ-специалисты не пробовали переходить в облако или использовать его, а ответственность за потерю информации несут именно они. В подобной ситуации чаще руководствуются принципом «работает – не трогай». Но при этом нет и развития, повышения надежности и быстродействия сервисов компании. Таким компаниям мы предлагаем действовать совместно. На стороне заказчика должен быть специалист, который погружен в ее специфику и бизнес-процессы. А все, что касается облачной экспертизы, берет на себя провайдер. При наличии взаимного доверия результат будет положительным и быстрым, а риски сведены к минимуму.
 
Тяжелее, когда у компании нет в штате ИТ-специалистов. Это встречается в небольших организациях до 150 человек. В таких случаях мы советуем взять на аутсорсинг узкопрофильного системного администратора для погружения в специфику работы конкретного предприятия. Провайдер фокусируется на качественном предоставлении своих услуг и не распыляет усилия своих инженеров на изучение узкопрофильных приложений.
 
* * *
На этапе подготовки к переходу в облако у компаний часто возникают опасения: вдруг после миграции привычные программы и сервисы будут выглядеть для пользователей как-то по-другому? В таких случаях можно обратиться к провайдеру с просьбой развернуть тестовый ландшафт, чтобы показать администратору и пользователям, с чем они встретятся в облаке.
 
Азарий-Василий Арутюнов, руководитель отдела продаж российского офиса, ActiveCloud