Провайдер, стань прозрачнее!

Статьи

11.03.2014   Автор: Питер ФФОЛКС

ИКС № 03 2014

Автор: Питер ФФОЛКС, директор по исследованиям, 451 Research

Провайдер, стань прозрачнее!

Каким должен быть облачный провайдер, чтобы его услуги могли конкурировать  с частными облаками?

Питер ФФОЛКС, директор по исследованиям, серверы & виртуализация и облачные вычисления, 451 ResearchПроектами трансформации своих ИТ-ресурсов и сервисов для организации их облачной доставки пользователям занимаются сейчас многие компании. Но их уровни готовности к облакам сильно различаются. Несмотря на вроде бы победное шествие облаков по миру, две трети опрошенных нами компаний из самых разных стран мира находятся на первых фазах подготовки своих дата-центров к предоставлению облачных сервисов: идут планирование и разработка этих проектов, стандартизация ИТ-сервисов, виртуализация и консолидация корпоративных ресурсов. Это по существу базовый уровень облака, который можно назвать «облако с ручным управлением». В нем реализованы базовые механизмы отправки запросов на ИТ-сервис и его доставки, но работа такого облака требует постоянного вмешательства человека.

Особенности восприятия облаков, виды реализуемых облачных проектов и скорость их внедрения имеют и ярко выраженную географическую зависимость, что связано с различиями в уровнях развития информационных технологий в разных странах мира. Например, китайские компании находятся на ранних стадиях консолидации и виртуализации ИТ-ресурсов, а весь китайский ИТ-рынок тяготеет к созданию публичных облаков. В США все происходит с точностью до наоборот: компании активно занимаются построением внутрикорпоративных частных облаков. Что касается региональных особенностей подготовки к разворачиванию облачных сред, то компании из США наиболее активно работают над проектами, связанными с механизмами управления облачными средами, а европейские компании лидируют во внедрении средств автоматизации облачных сервисов.

Необлачное большинство

Более 70% опрошенных нами респондентов отмечают, что главные преграды для реализации облачных ИТ-сервисов не связаны с информационными технологиями. В течение всего 2013 г. в СМИ немало говорили о программе массового негласного сбора информации PRISM, о деятельности Агентства национальной безопасности США и об откровениях Эдварда Сноудена. Все это, несомненно, сильно повлияло на отношение рядовых граждан, коммерческих компаний и государственных структур к облачным технологиям. И это отношение тоже имеет ярко выраженные географические различия: в США весьма эмоционально обсуждаются проблемы конфиденциальности информации и права человека на защиту личной жизни, а Европа озабочена проблемами территориальной принадлежности данных (т.е. их «суверенитетом») и юрисдикцией споров, касающихся обработки информации в облаке. Основная проблема для большинства облачных сервис-провайдеров – кризис доверия, и решать ее надо путем увеличения прозрачности работы провайдера и совершенствования системы учета всех процессов, происходящих в облаке.

Стоит также отметить, что облака в корпоративных ИТ-системах пока находятся в меньшинстве – доля необлачных ИТ-инфраструктур сейчас составляет 62% и даже к 2015 г. она останется весьма весомой (41%). По нашим прогнозам, к 2015 г. доля компьютерных мощностей, обслуживающих внутрикорпоративные частные облака, в корпоративных вычислительных мощностях в целом увеличится с нынешних 19% до 30%. Причем самый сильный рост мы ожидаем в секторе гибридных облачных решений: в 2013 г. доля их мощностей составляла 10%, а к 2015 г. она должна достигнуть 25%. В ближайшее время будут активно расти все виды публичных облачных сервисов для корпоративных пользователей, однако к 2015 г. их суммарный объем достигнет лишь 15%.

Трансформация провайдеров

Одновременно с технологической трансформацией процесса доставки ИТ-сервисов изменяются и облачные провайдеры. Сегодня в их среде доминируют провайдеры сервисов IaaS, а лидируют в этом секторе Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google. Кроме того, растет рынок провайдеров ISaaS (Infrastructure Software as a Service, инфраструктурное ПО как сервис), к которым относятся такие компании, как ServiceNow, Service Mesh и др. Хорошие возможности продвижения на облачном рынке имеют также телекоммуникационные компании, хостинг-провайдеры и операторы дата-центров.

Однако, как было сказано выше, публичные облака, несмотря на активное их развитие, в течение ближайших двух-трех лет будут оставаться в меньшинстве, наибольший спрос будет на сервисы гибридных и корпоративных частных облаков, а также хостинга частных облаков. Объясняется это экономическими причинами. Если учитывать не только стоимость построения и эксплуатации ИТ-инфраструктуры, но и все затраты бизнеса на получение ИТ-сервисов и рентабельность инвестиций (ROI) в ИТ, то в нынешних условиях именно частные облака наиболее экономически эффективны. В мире становится все больше продвинутых компаний, имеющих высококвалифицированных ИТ-специалистов, которые на практике доказали возможность создания и эксплуатации внутренних частных облаков, использование которых обходится дешевле, чем покупка сервисов у внешних провайдеров.

Провайдер, улучшай экономику!

Поэтому облачным провайдерам нужно обратить самое пристальное внимание на экономику предоставляемых ими сервисов и искать ниши, где они могли бы предложить корпоративным заказчикам более низкие цены по сравнению с затратами на частные облака. Это могут быть самые разные сервисы – и ключевые для данного бизнеса, и сервисы, дополняющие внутренние ресурсы заказчика, и сервисы, которые могут быть полезны бизнесу на временной основе. Но их должно объединять одно – использование этих сервисов должно быть для заказчика более выгодно, чем выполнение тех же функций собственными силами с тем же уровнем качества, удобства, надежности и безопасности. Кроме того, в самое ближайшее время провайдерам необходимо выработать стандартную методику определения стоимости перевода ИТ-инфраструктуры компании на облачные рельсы с учетом всех коммерческих рисков и обязательств (пока ее нет). Всем участникам рынка также предстоит разработать экономические инструменты максимально точной оценки затрат на доставку ИТ-сервисов, учитывающие и особенности обрабатываемых данных, и необходимый уровень информационной безопасности, и конфиденциальность данных, и риски для бизнеса, и, возможно, другие проблемы.

В более долговременной перспективе облачные провайдеры также должны стать более конкурентоспособными по сравнению с хорошо оптимизированными внутренними корпоративными системами доставки ИТ-сервисов на базе частных облаков не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения ответственности перед бизнесом. Работа провайдера должна быть столь же прозрачна и контролируема заказчиком, как и работа его собственного корпоративного ИТ-подразделения. Только тогда у клиента появится доверие к провайдеру. И это доверие заметно утяжелит аргумент экономической эффективности для заказчика, принимающего решение об обращении к услугам облачного провайдера. Доверие может стать даже более мощным драйвером развития облаков, чем низкая себестоимость сервисов.