Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования – изучение относительно молодого и динамичного рынка облачных услуг в России. Фокус исследования был направлен на освещение следующих вопросов:

-  определение текущего состояния рынка облачных услуг;

-  анализ конкурентной ситуации и позиций ведущих игроков рынка;

-  анализ динамики развития отечественного рынка облачных услуг.

-  детальная формализация экосистемы рынка облачных услуг, включая различных участников процесса оказания услуги;

 

В настоящем исследовании мы оцениваем объем рынка сегмента IaaS, SaaS и PaaS в публичных и гибридных облаках.

-  IaaS – аренда виртуализированных вычислительных мощностей и систем хранения и обработки данных (серверного и сетевого оборудования);

-  PaaS – аренда информационно-технологических платформ: операционных систем, систем управления базами данных, связующего программного обеспечения, средств разработки и тестирования;

-  SaaS – аренда программного обеспечения и приложений.

Мы оставили за рамками нашего исследования частные облака, так как это в большей степени услуга интеграторская, она исключает ключевое свойство облачных услуг – эластичность по объему услуг.

Именно продуктовый подход использовался при определении границ рынка и методологии его оценки.

 

Объем рынка IaaS определяется как совокупность доходов от предоставления услуг конечным клиентам в следующих сегментах IaaS:

-  Виртуальные серверы (VDC, VPC)

-  Storage-as-a-Service («хранение как услуга»)

-  BackUp,

-  RaaS (Recovery), DRaaS (Disaster Recovery)

-  Network-as-a-Service (CDN)

-  API as a Service (APIaaS)

-  VDI (Virtual Desktop Infrastructure)

-  CaaS (контейнер как услуга)

 

Объем рынка PaaS включает

-  Application Platform-as-a-Service (для разработчиков)

-  Виртуальный хостинг сайтов

-  Integration Platform-as-a-Service

-  DataBase-as-a-Service

-  MBaaS (Mobile Backend as a Service)

-  Model-Driven Development/Rapid Development PaaS

-  App Containers (контейнеры приложений)

 

 

Объем рынка SaaS включает

-  Офисные программы, графические редакторы и т.п.

-  CRM, отдельные элементы

-  ERP, SCM, отдельные элементы

-  Бухгалтерский учет, системы отчетности

-  Управление персоналом, системы обучения

-  Почта, конструкторы сайтов, CMS

-  Чат, видеоконференции, вебинары

-  Телефония, виртуал. АТС и call-центры

-  Анализ сайтов, соц. сетей, опросы

-  Антивирусы и системы безопасности

-  Системы бизнес-аналитики

-  Системы для проведения опросов

 

Методика проведения исследования

Поставленные задачи решались с использованием следующего инструментария:

Метод кабинетного исследования

Для анализа текущего состояния рынка и прогноза его развития в разрезе игроков, услуг, клиентов использовались данные из следующих источников:

-  пресс-релизы компаний; другая информация, размещенная на сайтах компаний;

-  финансовые отчеты компаний;

-  собственные базы iKS-Consulting;

-  публикации в открытых источниках;

-  данные системы СПАРК.

 

Метод экспертного опроса

Опрос представителей топ-менеджмента компаний – поставщиков облачных услуг посредством личных интервью был направлен на решение трех задач:

-  получение информации о текущих и прогнозных показателях деятельности ведущих компаний на рынке;

-  экспертная оценка и проверка выработанных в ходе кабинетного исследования гипотез относительно текущих и перспективных тенденций развития рынка;

-  выявление используемых бизнес-моделей взаимодействия участников рынка при оказании облачных услуг.

 

Метод анкетирования участников рынка

Ведущим сервис-провайдерам облачных услуг, работающим на рынке в сегментах SaaS и IaaS, была предложена анкета, позволяющая получить точные количественные данные о рынке и о распределении сегментов рынка по долям. В анкете запрашивалась следующая информация:

-  объем и структура выручки;

-  доля выручки от отдельных типов продуктов;

-  количество пользователей SaaS-, PaaS- и IaaS-услуг;

-  структура клиентской базы по отраслям и по размеру компаний.

 

Полученные данные проходят верификацию, которая осуществляется на базе сравнительного анализа актуальных данных и прошлогодних результатов, данные компаний сравниваются нами с официальными данными Росстата по выручке компаний.

В рамках исследования рынка ЦОД, мы владеем информацией о количестве стоек тех или иных игроков рынка, имеем данные о количестве утилизированных стоек, среднем чеке, якорных клиентах дата-центров. Эта информация позволяет опосредовано проверять данные, полученные из анкет участников рынка, и проводить соответствующие корректировки данных. В случае сомнений в представленных данных мы запрашиваем у компаний официальные разъяснения. Если для участия в рейтинге представлена консолидированная выручка по группам компаний, мы запрашиваем структуру холдинга и выручку отдельных участников группы.

Распределение доходов по сегментам облачных услуг осуществляется участниками исследования самостоятельно. Мы верифицируем, главным образом, общий объем выручки и проверяем только факт, оказывает ли компания услуги в указанном ею сегменте.

Объем рынка рассчитывается в рублях без учета НДС. Пересчет объема рынка между рублями и долларами США проводится по среднему годовому курсу ЦБ РФ.

Консалтинговые услуги и дополнительные услуги, связанные с выбором решения и запуском проекта, как правило, входят в стоимость проекта и суммируются в том сегменте IaaS/SaaS/PaaS, к которому относится данным проект. Мы не выделяем в рамках исследования доходы от консалтинговых услуг и не рассматриваем компании, которые оказывают только консалтинговые услуги.

Доход от продажи лицензий на программное обеспечение, включая системы виртуализации, относящегося к облачному рынку, засчитывается в объеме полной выручки, полученной от продажи (перепродажи) лицензий участником рынка.

При работе по агентской схеме с партнерами (схема реселлинга, White Label и проч.)  мы учитываем в доли рынка отдельного игрока тот объем выручки, который поступил от клиентов на расчетный счет компании и который декларируется компанией, как выручка.

Для корректного расчета объема рыка для исключения дублирования выручки при реселлинге в анкете есть блок затрат, в частности на IaaS, который должен вычитаться при расчете объема рынка облачных услуг, но никак не сказывается на расчете выручки отдельной компании.

В случае массового развития реселлинга, когда эти объемы будут сопоставимы с объемом прямых продаж провайдеров облачных услуг конечным клиентам, реселлеры могут быть выделены в отдельную группу участников рынка. Учитывая, что крупные игроки рынка предпочитают работать напрямую с поставщиками услуг, схема реселлинга может быть актуальной только при работе с сегментом СМБ.