Цель настоящего исследования – изучение относительно молодого и динамичного рынка облачных услуг в России. Фокус исследования был направлен на освещение следующих вопросов: - определение текущего состояния рынка облачных услуг; - анализ конкурентной ситуации и позиций ведущих игроков рынка; - анализ динамики развития отечественного рынка облачных услуг. - детальная формализация экосистемы рынка облачных услуг, включая различных участников процесса оказания услуги;
В настоящем исследовании мы оцениваем объем рынка сегмента IaaS, SaaS и PaaS в публичных и гибридных облаках. - IaaS – аренда виртуализированных вычислительных мощностей и систем хранения и обработки данных (серверного и сетевого оборудования); - PaaS – аренда информационно-технологических платформ: операционных систем, систем управления базами данных, связующего программного обеспечения, средств разработки и тестирования; - SaaS – аренда программного обеспечения и приложений. Мы оставили за рамками нашего исследования частные облака, так как это в большей степени услуга интеграторская, она исключает ключевое свойство облачных услуг – эластичность по объему услуг. Именно продуктовый подход использовался при определении границ рынка и методологии его оценки.
Объем рынка IaaS определяется как совокупность доходов от предоставления услуг конечным клиентам в следующих сегментах IaaS: - Виртуальные серверы (VDC, VPC) - Storage-as-a-Service («хранение как услуга») - BackUp, - RaaS (Recovery), DRaaS (Disaster Recovery) - Network-as-a-Service (CDN) - API as a Service (APIaaS) - VDI (Virtual Desktop Infrastructure) - CaaS (контейнер как услуга)
Объем рынка PaaS включает - Application Platform-as-a-Service (для разработчиков) - Виртуальный хостинг сайтов - Integration Platform-as-a-Service - DataBase-as-a-Service - MBaaS (Mobile Backend as a Service) - Model-Driven Development/Rapid Development PaaS - App Containers (контейнеры приложений)
Объем рынка SaaS включает - Офисные программы, графические редакторы и т.п. - CRM, отдельные элементы - ERP, SCM, отдельные элементы - Бухгалтерский учет, системы отчетности - Управление персоналом, системы обучения - Почта, конструкторы сайтов, CMS - Чат, видеоконференции, вебинары - Телефония, виртуал. АТС и call-центры - Анализ сайтов, соц. сетей, опросы - Антивирусы и системы безопасности - Системы бизнес-аналитики - Системы для проведения опросов Методика проведения исследованияПоставленные задачи решались с использованием следующего инструментария: Метод кабинетного исследования Для анализа текущего состояния рынка и прогноза его развития в разрезе игроков, услуг, клиентов использовались данные из следующих источников: - пресс-релизы компаний; другая информация, размещенная на сайтах компаний; - финансовые отчеты компаний; - собственные базы iKS-Consulting; - публикации в открытых источниках; - данные системы СПАРК.
Метод экспертного опроса Опрос представителей топ-менеджмента компаний – поставщиков облачных услуг посредством личных интервью был направлен на решение трех задач: - получение информации о текущих и прогнозных показателях деятельности ведущих компаний на рынке; - экспертная оценка и проверка выработанных в ходе кабинетного исследования гипотез относительно текущих и перспективных тенденций развития рынка; - выявление используемых бизнес-моделей взаимодействия участников рынка при оказании облачных услуг.
Метод анкетирования участников рынка Ведущим сервис-провайдерам облачных услуг, работающим на рынке в сегментах SaaS и IaaS, была предложена анкета, позволяющая получить точные количественные данные о рынке и о распределении сегментов рынка по долям. В анкете запрашивалась следующая информация: - объем и структура выручки; - доля выручки от отдельных типов продуктов; - количество пользователей SaaS-, PaaS- и IaaS-услуг; - структура клиентской базы по отраслям и по размеру компаний.
Полученные данные проходят верификацию, которая осуществляется на базе сравнительного анализа актуальных данных и прошлогодних результатов, данные компаний сравниваются нами с официальными данными Росстата по выручке компаний. В рамках исследования рынка ЦОД, мы владеем информацией о количестве стоек тех или иных игроков рынка, имеем данные о количестве утилизированных стоек, среднем чеке, якорных клиентах дата-центров. Эта информация позволяет опосредовано проверять данные, полученные из анкет участников рынка, и проводить соответствующие корректировки данных. В случае сомнений в представленных данных мы запрашиваем у компаний официальные разъяснения. Если для участия в рейтинге представлена консолидированная выручка по группам компаний, мы запрашиваем структуру холдинга и выручку отдельных участников группы. Распределение доходов по сегментам облачных услуг осуществляется участниками исследования самостоятельно. Мы верифицируем, главным образом, общий объем выручки и проверяем только факт, оказывает ли компания услуги в указанном ею сегменте. Объем рынка рассчитывается в рублях без учета НДС. Пересчет объема рынка между рублями и долларами США проводится по среднему годовому курсу ЦБ РФ. Консалтинговые услуги и дополнительные услуги, связанные с выбором решения и запуском проекта, как правило, входят в стоимость проекта и суммируются в том сегменте IaaS/SaaS/PaaS, к которому относится данным проект. Мы не выделяем в рамках исследования доходы от консалтинговых услуг и не рассматриваем компании, которые оказывают только консалтинговые услуги. Доход от продажи лицензий на программное обеспечение, включая системы виртуализации, относящегося к облачному рынку, засчитывается в объеме полной выручки, полученной от продажи (перепродажи) лицензий участником рынка. При работе по агентской схеме с партнерами (схема реселлинга, White Label и проч.) мы учитываем в доли рынка отдельного игрока тот объем выручки, который поступил от клиентов на расчетный счет компании и который декларируется компанией, как выручка. Для корректного расчета объема рыка для исключения дублирования выручки при реселлинге в анкете есть блок затрат, в частности на IaaS, который должен вычитаться при расчете объема рынка облачных услуг, но никак не сказывается на расчете выручки отдельной компании. В случае массового развития реселлинга, когда эти объемы будут сопоставимы с объемом прямых продаж провайдеров облачных услуг конечным клиентам, реселлеры могут быть выделены в отдельную группу участников рынка. Учитывая, что крупные игроки рынка предпочитают работать напрямую с поставщиками услуг, схема реселлинга может быть актуальной только при работе с сегментом СМБ.
|