Время онлайн

Статьи

13.08.2020   Автор: Николай Носов, обозреватель, журнал "ИКС"

ИТ-отрасль выдержала стресс-тест, устроенный пандемией. Цифровая трансформация помогла быстрому переходу на удаленную работу. Рост облачного рынка опережает прогнозы и значительно выше роста отрасли.

Таков самый общий итог конференции Cloud & Digital Transformation 2020, организованной «ИКС-Медиа». Впервые самая популярная у специалистов облачного рынка страны конференция проходила в формате онлайн. Это положительно сказалось на числе участников – она привлекла почти 600 делегатов со всей России.

Cloud & Digital Transformation расширяет аудиторию

80% делегатов представляли корпоративных заказчиков, причем четверть участников оказалась из российских регионов, около 5% -- из стран СНГ.

   

Спикеры выступали в одной из студий Москвы, делегаты слушали онлайн-трансляцию через интернет и задавали вопросы в чате. Такой формат обеспечил безопасность слушателей и не лишил спикеров живого общения, чего трудно добиться в режиме традиционной видеоконференции.

Больше облаков

Переход на удаленную работу у компаний, которые уделяли внимание цифровой трансформации, в целом прошел гладко, без серьезных проблем. Огромную помощь в этом оказали облачные сервисы. Несмотря на негативное воздействие кризиса, облачный рынок продемонстрировал рост, причем значительно превышающий рост ИT-отрасли в целом.

Так, по итогам первого квартала 2020 г. выручка облачного подразделения Amazon повысилась на 33%, Microsoft – 27%, Google Cloud – 50%. За второй квартал облачное подразделение IBM показало рост на 30%. «Мировые цифровые активы не просто переживают кризис, а делают это успешно. Это не отдельный хороший результат отдельной компании, а глобальный тренд», – подчеркнул руководитель направления по работе с корпоративными клиентами компании SberCloud Петр Предтеченский. Эксперт отметил увеличение запросов на облачные ресурсы SberСloud в категории «дайте прямо сейчас, цена второстепенна». Причем российский рынок стал больше интересоваться сложными сервисами PaaS, например, облачными инфраструктурными и платформенными сервисами для искусственного интеллекта, о которых рассказал руководитель департамента технологического консалтинга SberCloud Илья Сулейманов. На базе таких сервисов уже развернуты решения для борьбы с COVID-19.

«С марта по апрель мы увидели стремление заказчиков срочно закрыть текущие потребности. Потом зафиксировали резкое, в два-три раза увеличение объемов нескольких серьезных контрактов в России, которые были заранее продлены. В разы вырос интерес к бэкапу Office 365», – сообщил региональный директор компании Veeam в России и СНГ Владимир Клявин.

Руководитель направления облачных продуктов компании «МегаФон» Алексей Извеков указал, что в условиях неопределенности компании замораживали запланированные стратегические мероприятия, имеющие отложенный экономический эффект. Но в целом повышенный спрос выживших компаний переломил негативные последствия, обусловленные ограничением ресурсов, которые выделялись на развитие, и сокращением числа клиентов из-за кризиса.

Значительно возрос спрос на клиентские устройства. Резко увеличили закупки «тяжелого» серверного оборудования гиперскейлеры. «Мы увидели существенный рост продаж “тяжелых” процессоров типа Intel Xeon Gold – заказчики решили консолидировать мощности в дата-центрах, ориентированных на онлайн-общение. Что касается России, план продаж на первую половину 2020 г. значительно перевыполнен», – пояснил менеджер по развитию бизнеса компании Intel Василий Лизунов.

Облачное завтра

По данным совместного опроса iKS-Consulting и Intel, 61% российских компаний считают влияние эпидемии COVID-19 на ИT-процессы компаний существенным, 93% занялись организацией удаленных рабочих мест, закупкой дополнительного оборудования и ПО, 82% полагают, что удаленная работа частично сохранится и после окончания пандемии, и более половины рассматривают переход в облака в качестве наиболее актуального технологического направления развития компаний (подробнее см. в статье «Цифровизация как тактика выживания»).

Помимо пандемии на рост российского облачного оказывают влияние процессы цифровой трансформации общества и бизнеса, национальный проект «Цифровая экономика». Эксперты iKS-Consulting прогнозируют, что российский рынок облачных услуг к 2023 г. вырастет в 2,3 раза до 196 млрд руб. Рынок будет увеличиваться не менее чем на 23% ежегодно, при этом ожидается, что отдельные сегменты будут прирастать на 30–31% в год.

Источник: iKS-Consulting

Как отметил директор по развитию бизнеса iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко, на пути цифровой трансформации экономики в России есть ряд препятствий: нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансовых ресурсов и отсутствие единого понимания самого процесса цифровой трансформации. Тем не менее отечественный рынок облачных услуг переходит к этапу к зрелости, с задержкой на два-три года повторяя изменения в структуре, происходящие в мире. Россия становится экспортером облачных услуг – доля зарубежных клиентов в выручке российских облачных провайдеров в 2019 г. составляла 4,1% в секторе IaaS, 6,7% в секторе SaaS и продолжала расти.

Дорога в регионы

Одной из ключевых тенденций 2021 г. станет релокация облачных ресурсов крупнейших операторов в регионы и одновременно рост спроса в регионах на облачные услуги. Свое решение для распределенных облачных вычислений, которое предполагает их выполнение с помощью территориально распределенных вычислительных ресурсов, находящихся в «шаговой доступности» от потребителей, предлагает компания CDNVideo. Ее ноу-хау – балансировщик нагрузки, минимизирующий задержки за счет оптимального выбора узла распределенной облачной платформы. Первыми коммерческими клиентами услкг распределенных вычислений в регионах могут стать набирающие популярность сервисы облачного гейминга.

Повысить надежность и производительность работы региональных пользователей с зарубежными облаками гиперскейлеров помогут сервисы Linxdatacenter на базе платформы Equinix Cloud Exchange. Клиент получает выделенный канал с гарантированной скоростью и качественными характеристиками.

Экзамен сдан

Пандемия стала сильнейшим испытанием для ИТ-отрасли страны. «Наберусь смелости сказать за весь ИТ-рынок России – стресс-тест дал положительный результат, практически все оказались к нему готовы», – заявил директор по информационным технологиям компании «Кораблик» Артем Елизаров. Бизнес активно стал взаимодействовать с партнерами и клиентами через интернет. Как отметил системный инженер Western Digital Григорий Никонов, практически ниоткуда выросла новая вертикаль – телемедицина.

После ослабления ограничительных мер люди снова начали ходить в магазины, но по-прежнему многие покупки осуществляются в сети. Некоторые бенефициары, например телевидение, после роста в апреле на 70% (по данным трафика клиентов CDNVideo) в июне вернулись к февральским показателям. Но в целом рост сохранился. Интернет-кинотеатры показали в июне прирост относительно февраля на 30% (в апреле – 40%), электронная коммерция – на 52% (в апреле – 80%), дополнительное образование – 115% (139%), СМИ – 15% (131%), развлекательные ресурсы – 14,7% (22%). Пандемия подхлестнула процессы цифровой трансформации, после нее мир уже не станет прежним. Наступает время онлайн.